Пятница, 26.04.2024
Монтаж систем газопроводов
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2017 » Июль » 18 » Украина: итоги - 2011
11:00
Украина: итоги - 2011
Коллаж: ИА REGNUM

2011 год для Украины характеризовался, в первую очередь, перманентным состоянием социально-экономического кризиса. В условиях ощутимого ухудшения условий жизни в стране зафиксирован рост радикальных протестов населения против политики власти. Отчаянные геополитические метания Киева в попытках выторговать какие-нибудь преференции также не добавляют стабильности ситуации. Режим Януковича стремительно движется к тому, чтобы остаться без внешней поддержки, с разваливающейся на глазах экономикой и озлобленным, готовым выйти на улицы населением.

Внутренняя политика

"Дело Тимошенко". Когда 11 апреля 2011 года заместитель генерального прокурора Украины Ренат Кузьмин заявил, что в отношении Юлии Тимошенко возбуждено очередное уголовное дело - за превышение власти и служебных полномочий при заключении газовых контрактов с Россией в 2009 году - большинство экспертов и политиков расценили этот шаг, как желание Киева получить дополнительный рычаг давления на Москву в переговорах о пересмотре газовых контрактов, а не расправиться с политиком. Однако, из всех возможных вариантов власть выбрала именно этот повод отправить Тимошенко за решетку. На момент возбуждения газового дела против Тимошенко было возбуждено два других уголовных дела - за превышение власти и служебных полномочий при закупке под гарантию якобы специализированных медицинских автомобилей Opel Combo, а также обвинение в том, что она на посту премьер-министра "в разгар мирового финансово-экономического кризиса, действуя умышленно, из личных интересов", приняла решение "по использованию части средств, поступивших от продажи квот на выбросы парниковых газов и имевших целевое назначение, на покрытие обязательств по выплате пенсий", однако их в итоге "замяли".

Газовый судебный процесс, который проходил в Печерском районном суде Киева, неоднократно и достаточно жестко критиковали представители США, ЕС, эксперты и различные общественные организации. Однако, процесс был доведен до логического завершения, причем 5 августа, задолго до оглашения приговора, суд изменил меру пресечения экс-премьер-министру Украины с подписки о невыезде на арест "из-за системных нарушений, препятствия в установлении истины, нарушения порядка в рассмотрении дела суд постановил изменить меру пресечения на заключение под стражу". 11 октября признал экс-премьер-министра Украины виновной в превышении полномочий при подписании газовых контрактов с Россией в 2009 году. Суд приговорил Тимошенко к 7 годам лишения свободы и запретил экс-премьеру Украины в течение трех лет занимать должности на госслужбе, а также решил удовлетворить иск НАК "Нафтогаз Украины" относительно компенсации ущерба в размере 1,516 млрд. гривен (около $190 млн). Надежды оппозиции и поддерживающей Тимошенко части мирового сообщества на то, что соответствующая статья уголовного кодекса Украины будет декриминализирована, не оправдались, хотя ради этого соратники экс-премьера шли на самые крайние меры, в частности, блокируя работу Верховной рады. Глава фракции Партии регионов Александр Ефремов заявил, что ответственность по обвинениям, предусмотренным действующей 365-й статьей Уголовного кодекса Украины (по которой осуждена Тимошенко), существует, например, в таких странах, как США, Великобритания, Франция, Италия. "Это государства, в которых процветает демократия. Если представители этих стран рекомендуют Украине ликвидировать в Уголовном кодексе статью 365, им сначала нужно внести соответствующие изменения в законодательство своих государств", - сказал он. Позже представители партии Януковича неоднократно повторяли, что не будут голосовать за отмену закона по отношению к одному человеку.

23 декабря коллегия судей Апелляционного суда города Киева оставила в силе приговор Печерского районного суда от 11 октября 2011 года, вынесенный экс-премьер-министру Юлии Тимошенко по "газовому" делу. 30 декабря, в связи со вступлением в законную силу приговора, Тимошенко отправили из киевского СИЗО к месту отбывания наказания - в колонию в Харькове.

Стоит напомнить позицию Россию по этому делу. Так, сразу после вынесения приговора премьер-министр России Владимир Путин заявил, что "не очень понимает", за что приговорили Тимошенко. "...Эти коммерческие контракты подписаны в полном соответствии с законами России и законами Украины и международными правилами и нормами. При подготовке этих документов мы исходили из практики, которая сложилась у "Газпрома" с другими партнерами в Европе. При определении цены на газ там применяется точно такая же формула, как в аналогичных контрактах с другими европейскими партнерами. Точно такая же формула! Но что очень важно, это то, что впервые за многие годы сотрудничества с Украиной мы разделили контракт на поставку газа в саму Украину и на транзит в страны Евросоюза. Это принципиальный вопрос, потому что это не связывает какие-то спорные двусторонние отношения между Россией и Украиной в газовой сфере с транзитом нашего газа в европейские страны. Я считаю, что ставить под сомнение весь этот комплекс договоренностей - это опасно и контрпродуктивно", - заявил российский премьер. В свою очередь, глава МИД Сергей Лавров заявил, что Россия не может не подчеркнуть свою убежденность в крайней политизированности дела. "Мы не можем принять тот факт, что действующий юридически обязывающий контракт, который никогда не был оспорен с правовой точки зрения, может стать основанием для судебного решения", - сказал глава российского внешнеполитического ведомства.

Итак, Киев проигнорировал абсолютно все критические выпады по поводу "газового" дела Тимошенко - из Москвы, Брюсселя и Вашингтона. Можно не сомневаться, что свою позицию украинская власть не изменит и в дальнейшем, и участие Тимошенко в парламентских выборах осенью 2012 года представляется крайне маловероятным. Вероятно, среди власти и главных олигархов страны по этому поводу существует консенсус - лучше потерять миллиарды в результате того, что из-за дела Тимошенко не будет создана ЗСТ с ЕС (что, кстати, тоже не факт), чем потерять все в результате победы Тимошенко на выборах и возвращения ее во власть. Уголовными делами против лидера БЮТ нынешняя власть создала опасный прецедент, и можно не сомневаться, что в случае прихода нынешней оппозиции к власти Янукович и Ко полноценно прочувствуют на себе всю тяжесть уголовного преследования политиков. К тому же вспомним, что о пересмотре газовых контрактов Киев и Москва не договорились, и в конце 2011 года представители украинской власти в очередной раз заявили о возможности подачи иска в суд на Россию. В таком случае обвинительный приговор Тимошенко по газовому делу будет одним из ключевых аргументов Украины, соответственно, отменять его никак нельзя.

Чтобы у экс-премьера Украины и ее соратников совсем не осталось иллюзий, в октябре Служба безопасности Украины возбудила еще одно уголовное дело против Тимошенко - за долги корпорации ЕЭСУ перед Россией. По этому делу Тимошенко обвиняется в том, что будучи президентом и фактическим собственником корпорации ЕЭСУ по предварительному сговору с бывшим премьером Павлом Лазаренко совершила покушение на растрату средств государственного бюджета в особо крупных размерах путем возложения на Кабинет министров обязательств частной корпорации ЕЭСУ перед Минобороны России на сумму $405,5 млн. Как заявил премьер-министр Украины Николай Азаров, "за $405,5 млн долга, которые требует Министерство обороны России от украинского правительства, кто-то должен ответить". "Если соответствующие органы такое дело возбудили, значит, у них были основания возбудить.... А что они должны были делать? Делать вид, что этого не знают, не замечают?", - задался вопросом премьер. По словам представителей СБУ, в статьях, по которым возбуждено дело, речь идет о растрате государственных средств, и предусматривается наказание до 12 лет заключения. Расследование по этому делу в настоящий момент продолжается...

Ротация во власти. Процесс постройки и отладки властной вертикали в 2011 году не прекращался ни на день. Суть его в том, что на все более-менее важные должности, в том числе в регионы, назначаются выходцы из Донецкой области, а сам президент держит баланс между различными "группами влияния", не давая решающего преимущества ни одной из них. Однако, перестановки, произошедшие в конце года, дали экспертам повод говорить о значительном влиянии группы самого президента - т.н. семьи. В ноябре глава государства назначил Виталия Захарченко министром внутренних дел, уволив его с должности председателя государственной налоговой инспекции Украины. Новым председателем налоговой стал Александр Клименко, ранее занимавший пост заместителя главы этого ведомства. По информации украинских СМИ, оба назначенца весьма близки к старшему сыну президента Александру Януковичу.

Вместе с тем, премьер-министру Николаю Азарову, вопреки многочисленным прогнозам, удалось сохранить пост премьера и сейчас можно уверенно сказать, до выборов 2012 года глава правительства доработает. А вот перестановки в правительстве, в том числе, сенсационные, вполне возможны. 11 января Янукович заявил, что отдельные министры правительства Украины с помощью депутатов пытаются противостоять проводимым в стране реформам. "Я откровенно скажу, что эти министры, кого не устраивают условия, в которых мы работаем сегодня, должны самостоятельно написать заявления и уйти в отставку. Не надо ждать, чтобы мы вам помогали", - отметил президент.

В целом, в этом аспекте можно спрогнозировать дальнейшее усиление конфликтов и нарастание противоречий внутри правящей элиты, поскольку доступных ресурсов все меньше, а претендующих на них групп - все больше. Обострению отношений внутри властной команды будут способствовать и парламентские выборы-2012, поскольку количество желающих попасть в Верховную раду нового созыва "регионалов" и близких к ним явно превышает уровень возможностей.

Острый социальный кризис. Одной из главных "фишек" правительства Азарова в минувшем году стала борьба с льготниками. Основной "мишенью" Кабинета министров стали чернобыльцы, афганцы, матери-одиночки и т.д., получающие пенсии по решению судов. Как заявил премьер, это - "серьезная проблема, требующая серьезных подходов к ее решению". "Власти нужно ответственно и тщательно изучить все судебные решения. Нам известны случаи, когда конвейер судебных решений был запущен искусственно: отдельные юристы, близкие к судам, собирали списки чернобыльцев, уговаривали их подать иск и фактически за взятку организовывали сотни и тысячи судебных решений", - заявил глава правительства. "Сейчас начата кропотливая и масштабная работа по изучению каждого персонального дела, чтобы для каждого человека найти законное и справедливое решение", - сказал Азаров. В свою очередь, лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов заявил, что не исключает возможности возбуждения уголовных дел против некоторых льготников, добившихся через суд повышенных пенсий. "По каждому случаю должен быть отдельный подход. По отдельным категориям пенсии оставляются, по отдельным категориям, может быть, даже будут повышены пенсии. А по отдельным категориям, я не исключаю, что будут даже возбуждены уголовные дела, чтобы некоторых людей приземлить немного", - сказал депутат. Он также подчеркнул, что в настоящий момент украинское государство не в состоянии выплатить пенсии в полном объеме всем, как это предусмотрено законом. Позже эту информацию подтвердил вице-премьер-министр, министр социальной политики Сергей Тигипко. "С учетом долгов на выплаты всем льготным категориям граждан необходимо 170 млрд. гривен (больше $21 млрд.). Например, на выплаты чернобыльцам необходимо 6,6 млрд. гривен, участникам войны - 10 млрд. гривен, "детям войны" - 10 млрд. гривен и т.д. Кабмин не может удовлетворить требования всех льготников. Слышать людей, безусловно, надо, но есть граница, которую мы переступить не можем", - сказал вице-премьер. Логично, что после таких заявлений в конце декабря Конституционный суд Украины своим решением дал правительству право устанавливать размер социальных выплат в соответствии с финансовыми возможностями государства. В частности, КС признал конституционным пункт 4 заключительных положений закона о государственном бюджете Украины на 2011 год, которым правительству предоставляется право устанавливать размер социальных выплат таким категориям граждан: чернобыльцам, детям войны и лицам, уволенным с военной службы. "Предусмотренные законом социально-экономические права не являются абсолютными и механизм реализации этих прав может быть изменен государством, в частности из-за невозможности их финансового обеспечения путем пропорционального перераспределения средств с целью сохранения баланса в интересах всего общества", - говорится в решении суда.

Поскольку пересмотр льготного законодательства процесс продолжительный, вторую половину года, когда он вошел в активную фазу, Украину сотрясали многочисленные акции протеста. Наиболее масштабной стала акция протеста 20 сентября, когда около 10 тыс. протестующих, в основном афганцы и чернобыльцы, снесли ограждение под Верховной радой и, устроив драки с представителями правоохранительных органов, едва не взяли здание парламента силой. По свидетельству очевидцев, депутаты большинства прятали свои депутатские значки и покидали Верховную раду через черный ход. После этих событий возле Верховной рады Украины было установлено массивное заграждение, которое ограждает парламент и осложняет проход к зданию. В ходе следующих акций протеста его не раз ломали, а потом снова восстанавливали и укрепляли. Осенью редкая неделя в Киеве обходилась без акций протеста. Свое недовольство социальной политикой власти, кроме постоянно митингующих чернобыльцев и афганцев, выражали студенты (протестующие против принятия нового закона о высшем образовании), аграрии (против аграрной политики государства и земельной реформы), шахтеры, грозившие общенациональной забастовкой (горянки снесли ограду у здания правительства, вследствие чего между ними и сотрудниками правоохранительных органов, которые пытались сдержать протестную волну, произошла потасовка. Организаторы объяснили, что акция протеста обусловлена произволом региональной "угольной мафии", а также незаконными действиями органов государственной власти и работодателей). Все это дало повод украинским СМИ констатировать следующее - "ручейки протестов на Украине становятся мощнее и начинают сливаться в бурную реку".

С началом зимы акции протеста на Украине утихли, но, очевидно, это связано с новогодними праздниками и не слишком подходящими для акций протеста погодными условиями. Можно не сомневаться, что весной акции протеста возобновятся с новыми силами, тем более, что к тому времени украинцы уже полноценно прочувствуют на собственном кошельке первые итоги вступивших в силу реформ: пенсионной, налоговой и т.д., а также итоги управления Кабмином льготными выплатами в "ручном режиме". Антагонизм между населением Украины и правящей элитой будет стремительно нарастать.

Позиция правительства состоит в том, что в госбюджете-2012 предусмотрено значительное повышение выплат для льготников; сами же льготники утверждают, что по решениям судов они получали значительно больше, чем сейчас, после повышения. На итоговой пресс-конференции президент Украины Виктор Янукович заявил, что когда он смотрит на протестные акции, у него "болит сердце". "За этим стоят просчеты власти, которые можно разложить на последствия прошлого, на недостатки исполнителей, на просчеты реформ. Здесь много составляющих... Когда люди выходят с разными протестными акциями, это неслучайно, к этому их принуждают те просчеты, которые есть на разных уровнях. Меня, безусловно, это трогает, как говорят, за живое, поэтому я считаю, что делать любые эксперименты над людьми нельзя", - сказал Янукович. "Но главное, чтобы в целом мы сохранили стабильность. В семье всегда есть проблемы. Назовите такую семью, в которой бы не было проблем, или государство... Боже упаси, чтобы мы допустили, чтобы было горе. Есть стабильность, которую мы должны беречь все вместе и нести вместе ответственность", - отметил глава государства.

Экономика

Газовый кризис. Хотя президент Янукович, говоря о положении дел в экономике, уверяет украинцев, что есть все возможности для того, чтобы с оптимизмом смотреть в будущее, реальное положение дел представляется совсем не блестящим.

Например, всю осень продолжается сокращение международных золотовалютных резервов Украины - в ноябре они сократились на 5,1%, или на $1,754 млрд., до $32,408 млрд., в октябре - на 2,3%, или на $788,19 млн; в сентябре - на рекордные 8,5% или на $3,256 млрд. по сравнению с августом. В целом, в январе-ноябре 2011 года украинские резервы уменьшились на 6,3%, или на $2,168 млрд., с $34,576 млрд. Кроме того, с начала года постепенно замедлялся рост промпроизводства, и в ноябре оно уже снизилось на 2,8% по сравнению с октябрем 2011 года. Экс-министр финансов Украины Игорь Уманский так обрисовал положение дел: "Вторая волна кризиса началась как в мировой, так и в украинской экономике. С сентября НБУ за счет золотовалютных резервов отчаянно удерживает курс гривны, казначейство имеет серьезные проблемы со своевременным финансированием обязательств, негативное сальдо платежного баланса стремительно увеличивается, гривневые депозиты сокращаются, ночные кредиты подскочили до 25-30% (в пиках - до 40%) годовых". Всемирный банк ухудшил прогноз роста ВВП Украины с 5% до 2,5% в 2012 году, постоянный представитель МВФ на Украине Макс Альер выразил мнение, что в следующем году максимальный рост ВВП на Украине составит 3,5%. "Украина также столкнется с кризисом в различных сферах. Кроме того, когда мы говорим о связи между мировой ситуацией и ситуацией на Украине, мы говорим о кризисе, поскольку Украина является высокоинтегрированной в мировую экономику, а также у нее большие потребности во внешнем финансировании", - отметил Альер. Между тем, Янукович до этого прогнозировал, что в 2012 г. рост ВВП на Украине составит 6%, в итоге в госбюджет заложили рост ВВП 3,9%.

Но главным вызовом для украинской экономики, разумеется, остается высокая цена на российский газ. Показателем того, как серьезно в Киеве рассчитывали договориться о пересмотре действующего сейчас контракта, является тот факт, что ради новой цены на газ правительство до последнего момента тянуло с внесением на рассмотрение Верховной рады бюджета на 2012 год. Президент Янукович заявил, что газовый вопрос для Украины - центральный с точки зрения развития государства и экономики. "Я бы хотел, чтобы меня услышали все люди нашей большой страны. Ежемесячно мы платим почти $1 млрд. за газ. Каждый месяц стоит вопрос, где взять деньги. $500 млн мы собираем со всех потребителей Украины, а $500 млн нам нужно где-то находить. Или изымать их из финансовой системы, или брать кредиты, которые ложатся на наш национальный долг. Два года мы живем в таком состоянии", - сказал он 21 декабря. Однако в итоге бюджет приняли со средней ценой $416 за тыс. кубометров, т.е. с расчетом на то, что пересмотреть контракты в 2012 году не удастся. Интересно, что принятие главного финансового документа сопровождалось гневно-патетической риторикой в адрес Кремля в том духе, что "если россияне считают, что мы не выдержим цены в 416 долларов, то они глубоко ошибаются, и Россия должна знать, что на колени нас поставить невозможно".

То, что переговоры Киева и Москвы по газу вряд ли будут успешными, подтверждает конфликт сторон относительно объемов покупаемого Украиной газа, разгоревшийся в первые дни 2012 года. Министр энергетики Украины Юрий Бойко сообщил, что Киев снижает объемы закупки российского газа в 2012 году до 27 миллиардов кубометров, российская сторона настаивает, что контракт предусматривает годовое контрактное количество 33 млрд. кубических метров газа как минимум, 52 млрд. как максимум. Также предполагалось, что Верховная рада 10 января рассмотрит правительственный законопроект, согласно которому реорганизация дочерних предприятий НАК "Нафтогаз Украины", осуществляющих деятельность по транспортировке магистральными и/или распределительными трубопроводами, хранению в подземных газохранилищах, осуществляется по решению Кабинета министров, что необходимо для создания газового консорциума независимо от его формата. Однако 10 января парламент перенес рассмотрение этого вопроса "на потом", а глава фракции Партии регионов Александр Ефремов недвусмысленно заявил, что сначала в Киеве ждут снижения цены на газ, а потом - консорциум.

Кредитные отношения. Несмотря на то, что МВФ летом 2010 года одобрил новую программу сотрудничества с Украиной на общую сумму более $15,5 млрд., в 2011 году Киеву не удалось получить ни одного из запланированных траншей. Капитулировав перед МВФ в вопросе о пенсионной реформы и других технических моментах, украинская власть упрямо отказывается повышать цены на газ для населения по требованию фонда. Помимо МВФ, давление по этому вопросу на Киев оказывают ЕС и США. Так, Энергетический совет США и Европейского союза призвал Украину пересмотреть внутренние цены на газ. "Энергетический совет признает актуальность для Украины реализации давно обещанных реформ... в частности, внутренней цены на газ, чтобы поставить "Нафтогаз Украины" на путь возмещения расходов и стабилизировать его финансовое положение", - говорится в заявлении. Взамен совет сулит инвестиции международных финансовых институтов и частного сектора в модернизацию газотранспортной системы. Однако в год проведения в стране парламентских выборов украинская власть твердо стоит на своем. "Мы не можем сегодня перекладывать эту проблему на наших граждан, поэтому мы не стали повышать тарифы на 50%, как этого требовал МВФ... Мы будем делать все, чтобы не допустить, чтобы просчеты хозяйствующих субъектов перекладывались на плечи людей", - заявил Янукович.

Власти предпочитают делать вид, что в заморозке отношений Украины и МВФ проблемы нет. Так, премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что отсутствие кредитных международных ресурсов не привело к проблемам: "Все внешние обязательства правительство выполняет добросовестно, все социальные программы финансируются. Мы этот год прожили без проблем, проживем и следующий". А президент Янукович отметил, что Украина стремится стабилизировать национальную экономику без внешних заимствований, поскольку "наращивать долги дальше очень опасно". Вице-премьер министр, министр социальной политики Украины Сергей Тигипко признал, что более дешевых денег, чем от Всемирного банка и МВФ Киев не найдет, "их просто не существует". "Если же они будут (от России), то будут какие-то политические или экономические требования, которые нам обойдутся еще дороже", - уточнил Тигипко. По его словам, в нынешних условиях, когда обостряется ситуация на внешних рынках, Украина со своей экспортоориентированной экономикой без кредитов может оказаться в тяжелой ситуации. Украинские СМИ отмечают, что в сложившейся сейчас ситуации возрастает риск того, что сотрудничество Украины с фондом будет заморожено как минимум до окончания парламентских выборов в октябре 2012 года.

В целом, в 2011 году Украина заплатила по внешним долгам около 90 миллиардов гривен (чуть больше $11 млрд.), порой избегая состояния технического дефолта буквально в последний момент. В частности, Министерство финансов Украины в сентябре осуществило наибольшую в 2011 году одноразовую выплату по облигациям внутреннего госзайма (ОВГЗ) на сумму свыше 3,5 миллиардов гривен (примерно $420 млн) едва ли не в последние минуты срока, когда в СМИ уже появилась информация о просрочке. По информации Сергея Тигипко, в 2012 году Украина должна выплатить около $15 млрд. в виде погашения кредитов и процентов. "Безусловно, такие большие деньги никто не хотел возвращать. Хотели бы рефинансировать эти деньги. То есть брать новые кредиты и частично погашать, а частично продолжать, но если внешние рынки будут для нас закрытыми, то у нас остаются практически две возможности - это международные финансовые организации: МВФ, Всемирный банк, Евросоюз, и двусторонние отношения - Китай, Индия, Бразилия, Россия", - сказал Тигипко. Премьер Азаров уверяет, что его правительство и дальше будет проводить политику сокращения соотношения долга к ВВП, отмечая, что в 2007 году соотношение государственного долга к ВВП составляло 12%, а в 2009 г. - уже почти 36%.

Внешняя политика

Украина - ЕС. Изначально задекларировав внешнеполитический вектор движения в направлении ЕС, украинская власть стабильно придерживается этого курса. 19 декабря 2011 года в Киеве прошел саммит "Украина - ЕС", в ходе которого было заявлено, что переговорные команды достигли взаимопонимания по полному тексту соглашения об ассоциации, включая соглашение о создании зоны свободной торговли. Кроме того, стороны подтвердили намерения по ускоренной подготовке текста соглашения к парафированию. По итогам саммита "Украина - ЕС" президент Янукович заявил следующее: "Заключение соглашения об ассоциации - в интересах обеих сторон... Рассматриваю соглашение об ассоциации не только как документ, который переведет наши отношения с ЕС в качественно новый формат политической ассоциации и экономической интеграции, но и как ключевой инструмент реализации стратегической цели наших отношений с Европой - обретения членства в этом объединении". Впрочем, многие на Украине были разочарованы столь "скромными" итогами саммита, поскольку изначально предполагалось, что во второй половине прошлого года, когда в ЕС председательствовала Польша, стороны полностью подпишут соглашение. Сейчас в Киеве рассчитывают парафировать соглашение об ассоциации с Евросоюзом в первом квартале 2012 года, отмечая, что текст документа к парафированию будет готов приблизительно к середине февраля. Также украинская сторона надеется окончательно подписать соглашение об ассоциации с ЕС в течение следующего года. Впрочем, даже в случае подписания документа, далее предстоит этап его ратификации в парламентах стран ЕС. Между тем, представители Евросоюза связывают ратификацию соглашения с состоянием демократии на Украине, а, в частности, с судебными процессами в отношении лидеров оппозиции, особенно, Юлии Тимошенко.

Европейский парламент выступает за парафирование соглашения об ассоциации с Украиной в этом году, подписанию - в первой половине 2012 года, и подготовке необходимых для его ратификации документов - до конца 2012 года, "при условии, если на Украине призыв уважать верховенство права и прочие требования будут услышаны".

Вместе с тем, в отношениях Украина - ЕС наметился острый конфликт по "энергетической" линии. В частности, в конце года в Киеве на самом высоком уровне неоднократно заявляли, что не понимают, зачем Украина вступила в европейское Энергетическое сообщество. "Мы пока видим, что Украину игнорируют наши коллеги в Энергетическом сообществе. Принимаются решения, которые идут вразрез с национальными интересами Украины. Мы не видим понимания того, как будет дальше. Если будет сохраняться такая динамика, для чего это нам? Для галочки, или это дань моде?" - заявил президент Янукович. По его словам, интересы Украины были нарушены, когда принималось решение о строительстве "Южного потока" и строительстве газовых хранилищ в Сербии. "Это наталкивает на мысль, что фактически украинская ГТС девальвирует в своей значимости, и экономической, и политической. У нас есть угроза потери объемов прокачки", - констатировал Янукович. В конце декабря глава украинского государства дал понять, что Украина, возможно, будет принимать решения в сфере энергетики без согласования с европейским Энергетическим сообществом, несмотря на то, что является его членом.

Также Украина активно работает над созданием всех предпосылок, необходимых для введения безвизового режима с ЕС, в частности, над реализацией плана действий по либерализации визового режима. В сентябре первый вице-премьер-министр Украины, министр экономического развития и торговли Андрей Клюев выразил благодарность Европейской комиссии за положительные оценки выполнения Украиной плана действий по либерализации Европейским союзом визового режима для граждан Украины. Он подчеркнул, что введение безвизового режима с ЕС, "равно как заключение соглашения об ассоциации", являются первоочередными приоритетами политики правительства Украины.

В конце года Янукович пообещал, что 2012 год Украина посвятит "активной реализации евроинтеграционного курса", отметив, что в Киеве настроены на подписание соглашения об ассоциации с ЕС и признание за Украиной права стать полноправным членом европейского сообщества. Однако, как уже отмечалось выше, все усилия на этом направлении упираются в необходимость решить вопрос с уголовными делами в отношении Тимошенко, чего украинская власть, очевидно, делать не намерена.

Украина - Россия. Формально в Москве и в Киеве довольны нынешним состоянием двусторонних отношений. Так, на последней встрече премьеров Владимир Путин заявил, что торгово-экономические отношения РФ и Украины развиваются хорошо: "В 2011 году мы достигнем, судя по всему, уровня $50 млрд. торгового оборота, и это выше, чем докризисный уровень". В свою очередь, премьер-министр Украины заявил следующее: "Мы тоже удовлетворены развитием наших отношений. Действительно, наш товарооборот растет и много программ реализуется".

Однако если сопоставить эти слова с уровнем ожиданий от совместных интеграционных проектов, заявленных после прихода Януковича к власти, особых поводов для оптимизма нет. Украина настойчиво избегает участия в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана, варьируя свои заявления на этот счет от мягких ("мы должны посмотреть, как работает это объединение и подумать") до достаточно жестких: "Так не приглашают в гости, как это делает сегодня Россия! Так приглашать некорректно и унизительно для нас, таким языком не нужно с нами разговаривать... Мы не бедные родственники. И не хотим быть, и не будем ими никогда (Янукович 6 сентября 2011 годав интервью газете "Коммерсантъ-Украина")". В этом плане показательно заявление вице-премьер-министра Украины Сергея Тигипко во время конференции Inside Ukraine 6 декабря в Лондоне о том, что подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом принесет большую пользу Украине в перспективе, чем вступление в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Вторит ему один из ведущих олигархов Украины, совладелец компании "РосУкрЭнерго" Дмитрий Фирташ, который также уверен, что Украине лучше стремиться в ЕС, а не в ТС (3 ноября в интервью газете "День").

18 ноября 2011 года в Петербурге был подписан договор о создании ЗСТ в СНГ, после чего премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что таких перспектив экономического роста, которые открываются после подписания соглашения о зоне свободной торговли в рамках СНГ, у Украины не было ни разу за все 20 лет независимости. По словам украинского премьера, если зона свободной торговли с 1 января начнет действовать, уже в 2012 году Украина существенно увеличит внешнеэкономический товарооборот и получит дополнительный прирост ВВП на уровне более 2%, в денежном выражении это примерно 30 млрд. гривен (чуть меньше $4 млрд).В декабре звучали заявления о возможности синхронной ратификации договора Россией и Украиной, однако позже появилась информация, что Украина затягивает ратификацию соглашения о создании Зоны свободной торговли в СНГ.

Характерной особенностью 2011 года в украино-российских отношениях является полное доминирование "газовой" темы. Никаких других интеграционных проектов, стороны, кажется, вообще не обсуждали и логично, что Янукович, говоря о позитивах в сотрудничестве с Дмитрием Медведевым, нашел их только в атомной отрасли.

Новый год принес в отношения Москвы и Киева новые конфликты. Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко рассказал о негативных последствиях, к которым приведет передача на Украине ветеринарной службе функций по контролю за питанием людей. "Де-факто, в этом содержится признание гражданина Украины животным", - сказал он. Чиновник пообещал, что после этой реформы, примерно с мая, Россия "достаточно серьезно" усилит надзор на границе с Украиной, а также займется реструктуризацией предстоящего летнего отдыха российских детей и передислокацией его с украинских курортов в регионы России и в Европу. Спустя несколько дней он заявил, что в конце 2011 г. качество сыра, поставляемого в РФ из Украины, резко ухудшилось - в продукте обнаружилось большое количество пальмового масла, а по российскому техрегламенту сыр с такого рода маслом должен называться "сырным продуктом".

В целом, власть постепенно приучает украинцев к мысли о том, что Россия - не такой уж друг и стратегический партнер, "поскольку настоящие друзья и партнеры давно согласились бы на пересмотр контрактов". В декабре заместитель главы фракции Партии регионов в Верховной раде Владимир Зубанов заявил, что премьер-министр России Владимир Путин потерял уважение многих украинцев из-за нежелания пересматривать газовые контракты. "Я знал массу людей, которые уважали Путина. Это мой круг общения - восток и юг Украины. Но сегодня масса людей просто перестала его уважать за такое отношение к Украине, пренебрежение к отношениям с нашим народом ради каких-то временных денежных вливаний. Народ не понимает: если мы - братья, то почему у нас договор, как у врагов? Даже с немцами цены другие. Получается, что совместная история ничего не стоит для тех, кто сегодня сидит в Кремле", - сказал Зубанов. Позже премьер-министр Азаров отметил, что с российским руководством достаточно трудно вести переговоры и достигать компромиссов. "Владимир Путин - очень трудный человек. Когда у него есть какая-то цель, он ее достаточно жестко добивается и с ним очень трудно достигать компромиссов", - сказал он.

Также нельзя обойти вниманием события 9 мая во Львове, когда во время празднования Дня Победы на Холме Славы украинские националисты напали на делегацию российского диппредставительства и ветеранов, направлявшуюся к могилам воинов-освободителей. В частности, молодые люди в масках не пускали ветеранов и граждан, пришедших почтить память советских воинов, к могиле Неизвестного солдата, срывали георгиевские ленточки. У российского консула националисты вырвали из рук и растоптали венок, который он должен был возложить к могилам павших воинов.

По данным милиции, в результате столкновений пострадало 14 человек. 11 мая Госдума России приняла заявление, в котором говорилось, что "организаторы и участники кощунственных провокаций 9 мая в городе Львове должны быть немедленно наказаны в соответствии с законодательством Украины". Вместе с тем депутаты отмечали, что события, произошедшие во Львове 9 мая, "не имеют никакого отношения к официальной политике Киева и никак не повлияют на позитивное развитие российско-украинских отношений". Позже глава МВД Украины Анатолий Могилев признал, что события, произошедшие во Львове 9 мая, были заранее спланированной акцией со стороны праворадикальных сил. В результате расследования ответственность за произошедшее понесли несколько представителей партии "Свобода".

21 апреля 2011 года Верховная рада приняла закон, предусматривающий одновременное вывешивание 9 Мая Государственного флага Украины и Красного знамени Победы. Президент Украины взял на раздумья целый месяц и лишь 21 мая подписал этот закон. Однако уже 2 июня в Конституционный суд Украины поступило представление депутата от "НУ-НС" Юрия Костенко, который попросил официально растолковать положения нескольких пунктов данного закона. Весьма оперативно рассмотрев это дело, Конституционный суд Украины 17 июня признал незаконным использование Красного знамени Победы. В решении КС говорится о том, что конституцией Украины определен исчерпывающий перечень государственных символов Украины, к которым относятся государственный флаг, герб, гимн, в то время как Знамя Победы является символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, армии и флота. Решение КСУ является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано. Похоже, что Янукович не сильно расстроился в связи с таким поворотом событий, заявив, что решение Конституционного суда об использовании Знамени Победы в очередной раз подчеркнуло "неизменность принципа верховенства права" на Украине. Президент отдельно подчеркнул, что решение суда "никак не запрещает любому человеку, любой организации поднимать в День Победы тот флаг, который был поднят над Рейхстагом во время Второй мировой войны".

Продолжая гуманитарную тему, стоит отметить, что Партия регионов в год парламентских выборов в очередной раз готовится разыграть карту статуса русского языка. В августе 2011 года депутаты от Партии регионов Сергей Кивалов и Вадим Колесниченко зарегистрировали в Верховной раде Украины законопроект "Об основах государственной языковой политики", в котором предлагается, в частности, предоставить русскому языку статус регионального в 13 из 27 областей Украины. По словам авторов законопроекта, он "имеет целью регуляцию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления относительно обеспечения развития и функционирования украинского языка как государственного языка во всех сферах общественной жизни украинского государства, свободного развития, использования и защиты региональных языков или языков меньшинств, а также относительно содействия изучению языков международного общения". В декабре соратники Януковича заявили, что Венецианская комиссия выступила в поддержку данного законопроекта. В частности, докладчик по этому вопросу, профессор Бартоли подчеркнул, что в этом законопроекте появились государственные гарантии защиты региональных языков на Украине и языков нацменьшинств. Также он подчеркнул, что законопроект, защищая языки нацменьшинств, отстаивает позиции государственного, украинского языка. Теперь остается дождаться удобного момента для голосования в парламенте.

Украина - Китай. Летом 2011 года президент Украины Виктор Янукович и председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао подписали Совместную декларацию об установлении и развитии отношений стратегического партнерства между Украиной и КНР. В документе фиксируется начало отношений стратегического партнерства между Украиной и КНР, а также определяются основные принципы, на которых эти взаимоотношения базируются. Речь идет, в частности, о взаимной поддержке государственного суверенитета и территориальной целостности; уважении пути развития, избранного каждым из государств; взаимном неприменении силы или угрозы силой, экономическом или другом давлении; активизации межгосударственного политического диалога на высшем, высоком и других уровнях.

Сотрудничество сторон идет весьма активно: Китай занимается проектом строительства скоростной железной дороги между столичным аэропортом "Борисполь" и Киевом, проектом по строительству парогазовой электростанции в г. Щелкино (Крым), проектом по модернизации и техническому переоснащению шахт Украины, проектом оборудования МИД Украины китайскими компьютерами и другими, не столь масштабными проектами.

В октябре первый вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев в интервью государственному информационному агентству КНР "Синьхуа" заявил, что взаимовыгодный интерес для КНР и Украины составляют совместные проекты в сфере высоких технологий, науки и прикладных исследований. "Украина обладает развитой технологической базой в авиапромышленности, что дает возможность для успешного развития двусторонних связей, учитывая размеры и темпы роста китайского рынка. Китай может поделиться опытом внедрения технологий по переработке и утилизации вторичного сырья, принять участие в подобных проектах на Украине", - подчеркнул чиновник. Первый вице-премьер-министр Украины пригласил китайских инвесторов принять участие в модернизации и расширении экспортных возможностей украинских портов, транспортных путей и сопутствующей инфраструктуры. Также осенью появилась информация, что правительство Украины не стремится выполнять жесткие требования МВФ из-за наличия договоренностей о предоставлении кредита с Центробанком Китая, которую позже опроверг глава Нацбанка Украины Сергей Арбузов.

Но самое важное сделал президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Иван Томич, который сказал, что в ближайшее время (после принятия закона о рынке земли) крупнейшим арендатором украинских земель планирует стать Китай. По словам Томича, для достижения этой цели страна сейчас формирует специальный фонд.

Итоги года глазами украинцев

А вот как оценивают ситуацию жители страны - 66,3% украинцев считают, что в течение 2011 года ситуация в стране в целом изменилась к худшему. Как свидетельствуют данные социсследования Центра Разумкова, лишь 6,1% указывают на улучшение ситуации, еще 22,1% считают, что она не изменилась.

При этом граждане Украины констатируют ухудшение ситуации в большинстве сфер. Чаще (87,4%) респонденты указывают на ухудшение ситуации в отношении цен и тарифов; 66% - на ухудшение отношения граждан к власти; 65,3% - на снижение уровня стабильности; 64,6% - на снижение уверенности в завтрашнем дне; 64,5% - на ухудшение экономического положения страны; 60,8% - на снижение уровня социальной защиты; 60,7% - на снижение благосостояния их семьи; 59,8% - на ухудшение отношения власти к гражданам; 59,4% - на ухудшение оплаты труда; 56,9% - пенсионного обеспечения; 51,8% - международного имиджа Украины.

Уровень оптимизма граждан относительно развития событий на Украине остается низким - в частности, лишь 11,7% респондентов считают, что события развиваются в правильном направлении и 67,3% - что в неправильном. Событием года на Украине респонденты назвали заключение и обвинительный приговор Юлии Тимошенко (40,5%), протесты "чернобыльцев" (7,6%), пенсионную реформу (6,7%). Также опрос показал, что 52% украинцев в настоящий момент считают, что в случае значительного ухудшения условий жизни нужно выйти на улицу с протестом.

К концу года доля тех, кто полностью поддерживает деятельность президента Украины Виктора Януковича, снизилась до 7,3%, а доля тех, кто ее не поддерживает, возросла до 59,4%.

Алексей Беляев - редактор-координатор Западной редакции ИА REGNUM по Украине.

Просмотров: 400 | Добавил: erworbu1987 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz